«Развивающее обучение – это обучение,

содержание, методы и формы организации

которого прямо ориентированы на

закономерности развития»

В.В. Репкин

На пути построения современной модели образования общеобразовательная школа как важнейшая ступень в образовательной системе государства претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребенка. На первый план выдвигается развитие ее способностей и сознания. Эти изменения современной школы, происходящие в структуре образовательного пространства, в организации и содержании учебно-воспитательного процесса, в системе управления, во многом строятся  на основе деятельностного подхода с использованием «наработок» развивающего обучения (РО). Среди других инновационных педагогических технологий система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова занимает особое место.

Кроме «солидного» возраста (или благодаря ему), она может предъявить действительно научно обоснованное, теоретически разработанное и практически проверенное содержание образования, а также соответствующие ему новые формы и методы обучения. К примеру, все основные направления модернизации начальной школы (переход к содержательному оцениванию, организация разных форм совместного обучения, замена монологической позиции учителя на диалогическую), идеи социально-значимой, исследовательской деятельности

в подростковой  школе, идеи создания индивидуальных образовательных программ обучающихся, идеи тьютерства в старшей школе зародились в системе развивающего обучения.

Идеи РО утвердились в сознании педагогического сообщества и реально влияют на всю систему образования.  В МОУ  СОШ №12  проделана за эти годы огромная работа по организации инновационной деятельности педагогов. В школе имеется «Концепция школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)», «Программа  развития школы», которые собственно и определяют современную модель образования. Мы считаем, что реально именно система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при ее грамотной реализации может обеспечить качественно иное – современное образование.  Если мы будем все вместе этим заниматься, то мы будем видеть другого ученика – субъекта учебной, исследовательской. социально-значимой , учебно-профессиональной деятельности.

Однако    реализация системы РО именно как системы, а не использование ее каких-то, пусть и очень значимых элементов требует учителя нового типа, владеющего принципиально иными знаниями:   научным предметным содержанием, психологическими знаниями об интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии ребенка. Он должен организовать как индивидуальную учебную деятельность обучающегося, так и коллективную.

Освоение педагогической деятельности в этой системе предполагает самоопределение, то есть осознанный выбор учителем этой технологии, его профессиональное самосовершенствование. Ввиду возрастающей популярности системы в условиях складывающегося рынка образовательных технологий необходимо создание условий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост учителя, который был и остается ключевой фигурой в образовании.

Овладение новой профессиональной квалификацией  очень сложный процесс, особенно в условиях сосуществования развивающей  и традиционной системы обучения   как в одном городе, так и в стенах одного учебного заведения. 

Поэтому мы по - прежнему, особое внимание уделяем инновационной деятельности педагогов:

-на базе школы продолжила свою деятельность городская инновационная площадка «Развивающее образование», способствующая вовлечению в инновационный процесс не только участников площадки,  но и всего педагогического коллектива;

  - библиотека школы   пополняется  необходимой научной и методической литературой по развивающему обучению;

   - в кабинетах продолжается  создание  банка  ЦОР по РО;

- сопровождение педагогической деятельности и обеспечение научного руководства практикой освоения РО  реализовывается через:

    а) экспериментальную деятельность учителей, которую  поддерживают научные руководители ФЭП МОиН РФ  «Разработка и экспериментальная апробация  содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова»  –авторы УМК В.А. Львовский (физика), Е.В. Чудинова (биология) С.Ф. Горбов, В.М. Заславский  (математика, алгебра). В этом году мы начинаем обучение алгебре по экспериментальным курсам в 7бклассе и биологии в 6-х классах, продолжаем физику в 9б классе;

     б) методические объединения учителей организуют деятельность по темам развивающего образования;

    в) продолжила свою деятельность творческая группа учителей –экспериментаторов, работающих в направлении развития контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе по  теме: «Особенности организации зачетной системы в основной школе образовательной системы Д.Б. Эльконина-В.В Давыдова». 

- прошла плановая курсовая подготовка и последующее методическое консультирование учителей и других специалистов, работающих в системе РО. По итогам работы на курсах каждый учитель получил методическую помощь по проектированию уроков на принципах учебной деятельности, по моделированию своих занятий по решению трехуровневых задач, по решению проектной задачи, по организации уроков разновозрастного сотрудничества. Эти уроки  представлены в Международную Ассоциацию «Развивающее обучение» и размещены в интернете на сайте школы;

-  оказывется организационная и методическая  поддержка исследовательской работе педагогов:  результаты своей исследовательской работы педагоги могут представить научным руководителям, ученым Психологического института Российской академии образования – авторам учебников образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Опыт инновационной деятельности педагоги представляли на городских и областных конкурсах педагогического мастерства «Учитель года».  Мы надеемся, что и в этом году в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» наши педагоги примут участие в конкурсном отборе лучших учителей города и Мурманской области, внедряющих инновационные программы; 

-мы продолжаем  обучение и стажировку учителей, обмен опытом и ресурсами между школами, имеющими классы РО. В этом году педагогическое сообщество России отмечает 50-летие образовательной системы Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова. В рамках юбилейной программы МАРО, посвященной этому событию мы проводели на базе школы научно-практическую конференцию  «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова как ресурс для повышения качества образования» с приглашением коллег из города и региона;

- для осуществление контактов с центрами РО в других регионах России и за ее пределами мы  активно  сотрудничаем со школами, входящими в Международную Ассоциацию «Развивающее обучение».  В нашем регионе это МОУ СОШ №8 г. Ковдора и гимназия №1 г. Апатиты;

Педагоги  школы   представили опыт своей работы на  научно-практических конференциях различного уровня.. Мы приняли участие в   конкурсе «Методических материалов по отдельным предметам начальной и основной школ в образовательной системе Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова», объявленном в юбилейном году МАРО с целью систематизации      и обобщения педагогического опыта

В соответствии с Юбилейной Программой МАРО 17 октября 2008 года в МОУ СОШ №12 г. Мончегорска была проведена научно-практическая конференция «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова как ресурс для повышения качества образования», посвященная 50-летию образовательной системы развивающего обучения. 

Целью научно-практической конференции было обобщение и распространение опыта реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.   Для достижения этой цели были определены  следующие задачи:

-способствовать мотивации и вовлечению педагогического сообщества в инновационную деятельность по совершенствованию содержания, форм и методов обучения в образовательном процессе;

- представить педагогическому сообществу инновационную деятельность педагогического коллектива по развивающему образованию.

В работе конференции приняли участие 47 педагогов из школ города Мончегорска и Апатит, специалисты городского управления образования и методического центра, а также  педагогический коллектив  школы.  Программа  конференции включала в себя выступление директора школы, открытые занятия педагогов, выступления  учителей с опытом реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в начальной и основной школе.

 

Класс

Тема

Учитель

Предмет

Акцентное вычитывание сказки

Сердюкова О.В.

Литературное чтение

Решение составных задач

Бессонова В.В.

Математика

Части речи (общее понятие)

Горбунова Т.И.

Русский язык

Устройство компьютера

Новикова Л.Ф.

Информатика

 «Позиционные дроби»

Бобылева О.С.

Математика

11А

 Груки как жанр мировой литературы

Ушакова О.А.

Бялик С.А.

Литература

Английский язык

Электростатика

Махмудова В.Д.

Физика

Отдел моховидные.

Красовская Г.Н.

Биология

 

Все уроки были спроектированы как уроки развивающего обучения. На уроках в основной школе были использованы  компьютерные технологии, интерактивные доски.  Защита проектов учащихся сопровождалась компьютерными презентациями и фильмами.    После проведения уроков были проведено их обсуждение, которое включало в себя самоанализ проведенного занятия учителем.

На конференции было представлено 11 докладов, все они сопровождались компьютерными презентациями. Темы выступлений:

1. О.В. Сердюкова, учитель начальных классов: «Воспитание эстетически-развитого читателя средствами уроков литературного чтения».

2. Ю.Д. Беспелюхина, учитель английского языка: «Моделирование на уроках английского языка в начальной школе».

3. О.П. Коратаева, учитель русского языка: «Совместное планирование с учащимися задач учебного года по русскому языку».

4. М.В. Казакова, учитель математики: «Работа  с «картой движения в предмете» на уроках математики как средство построения образовательной траектории обучающихся».

5. В.Д. Махмудова, учитель физики: «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся на уроках физики в основной школе».

6. О.С. Бобылева, учитель математики: «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся на уроках математики».

7. А.Кудряшов, ученик 10 А класса: «Защита «учебного портфолио».

   Стожарова Ксения, ученица 10А класса.  «Рефлексивное сочинение «Анализ карты движения в предмете»».

8. Н.В.Подвальная, учитель географии: «Решение проектных задач на уроках географии».

9. С.А. Бялик, учитель английского языка: «Особенности организации зачетов в основной школе образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

10. А.А. Баличева, заместитель директора по УВР: «Инновационный путь реализации развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на начальном этапе образования (1-6)»

11 . О.Н. Кудинова, заместитель директора по УВР: «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – как ресурс повышения качества образования».

Для информационного обеспечения конференции были подготовлены выставки в кабинетах, где проходили открытые занятия, и в зале, где проходили выступления педагогов. На выставках были представлены «инновационные кейсы» учителей, «учебное портфолио» учащихся, оформлены стенды по обсуждаемым проблемам.

Педагогический коллектив активно участвовал в проведении конференции и получил высокую оценку  и благодарность  присутствующих за ее проведение. Информация о проведенной конференции была опубликована  в городской газете «Мончегорский рабочий».

Реализация образовательной политики школы, как школы развивающего обучения образовательной системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова на современном этапе, способствовала повышению качества образования, повышению  авторитета школы как в городе, так и за его пределами.

       Современного ученика может учить и научить только современный учитель, владеющий современными педагогическими технологиями.

   В школе имеется определенный опыт инновационной деятельности, которым мы можем поделиться, но мы прекрасно осознаем как много еще предстоит сделать,  как много нужно постичь.  А как сказал Пауло Коэльо: «Есть только один путь постижения. Действовать». 

Хостинг от uCoz